?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry

А в историю из книжки
                           верят средне.
"Мало ли,
         что можно
                  в книжке намолоть!"
А ремейки  -
         оживят внезапно "бредни"
и покажут
         дней минувших
                       естество и плоть.
В наших жилах -
                   кровь, а не водица.
Мы идем
          сквозь суматошный лай,
чтобы
        долго жить и
                             повториться
в реконструкциях,
                  в ремейках,
                                 в головах.

(в порядке эпиграфа)




/примеры приводятся из опыта реализованных мега-проектов “Рыбный обоз-2”, “КосмоОбоз-2”, “Миротворческий обоз-2”/


I. Мега-проекты

Под историко-биографическими ремейками (ИБР) понимаются неформальные или волонтёрские (добровольческие) проекты, организуемые:

1/ в честь оригинатора (=прототипа) известной личности – в привязке к его предстоящей, наступающей или наступившей юбилейной дате (“круглая”, т.е. оканчивающаяся на “0” или “00” дата со дня рождения), например,
- “Рыбный обоз-2” выполнялся в с 05 по 26.12.2010 – за 11 месяцев до отмечавшегося 19 ноября 2011 года 300-летия со дня рождения Михаила Васильевича Ломоносова;
- “КосмоОбоз-2” стартовал в день 100-летнего юбилея Бориса Евсеевича Чертока (29.02.2012) в его родном городе Лодзи (Польша) и финишировал 12.04.2012 на площади Ю.А. Гагарина в Москве;
- “Миротворческий обоз-2” – в качестве предъюбилейного – начался в день 99-й годовщины со дня рождения Менахема Бегина (16.08.2011) в его родном городе Брест-Литовск – ныне г. Брест (Беларусь);


2/ в виде аналогового (примерного, приблизительного) повторения перемещения оригинатора в своей жизни из точки А в точку Б, т.е. в некотором смысле “по стопам” оригинатора: повтор выполняется по современному маршруту преимущественно в пешеходном формате или перемещение пешком является центральной частью общего маршрута ремейка, например,
- в проекте “Рыбный обоз-2” два волонтёра по эстафете прошли пешком за 22 дня путь длиной 1200 км с родины М.В. Ломоносова в Москву по нынешней федеральной автомобильной трассе “М8 Холмогоры” (сам оригинатор перемещался с реальным рыбным обозом за 280 лет до этого -  в зиму 1730/1731 гг. – по старому Московскому тракту, который лишь частично совпадает с “М8 Холмогоры”) – классический ремейк;
- в проекте “КосмоОбоз-2” один волонтёр проследовал пешком за 45 дней путь длиной примерно 1600 км из Лодзи в Москву, являющиеся всего лишь точками жизненного пути оригинатора, т.е. выполнялся образный повтор – примерный ремейк;
- в проекте “Миротворческий обоз-2” – в его срединной части – два волонтёра по эстафете преодолели пешком за 11 дней расстояние в 500 км из Варшавы в Вильнюс (сам оригинатор проекта выполнял перемещение между пунктом отправления и пунктом назначения осенью 1939 года по несколько другому маршруту); дополнительно выполнялось перемещение на поездах: в начальной части – из Бреста в Варшаву, в заключительной части – из Вильнюса - на ж/д станцию Кожва (Печорский район Республики Коми), что в принципе совпадает с направлением реальных перемещений оригинатора проекта – комбинированный ремейк.


В идеале каждый историко-биографический ремейк может включать несколько составляющих:

1/ технологическую – идти пешком из точки А в точку Б;

2/ содержательную – просветительскую – через проведение на маршруте движения в школах или учреждениях культуры интерактивных образовательно-воспитательных мероприятий, в название которых могут входить слова:
“урок”, “брэйн-ринг” - командное состязание, “игра” и т.п. (план-макет готовится и представляется заранее), например:
- на маршруте проекта “Рыбный обоз-2” было проведено 27 “Уроков Ломоносова” в Архангельской, Вологодской и Ярославской областях России;
- на маршруте проекта “КосмоОбоз-2” состоялось 11 мероприятий космической направленности: “КосмоУрок”,  “Космический брэйн-ринг” в школах Беларуси и России;
- при проследовании по маршруту проекта “Миротворческий обоз-2” планировалось провести в самом начале учебного года несколько “Уроков МироТворчества” или “МироТворческих игр”, однако по ряду причин это не удалось реализовать.
В заключительной части каждого мероприятия выполнялось игровое задание, в котором требовалось осуществить  разделение группы предметов на две части в соответствии с предложенными критериями:

- в проекте “Рыбный обоз-2” – “раскладка рюкзачка современного “Михайлы” (что из имеющегося набора сегодняшних вещей - у реального Михайлы Ломоносова в принципе быть не могло, например, GPS-трекер, а аналог чего мог быть, например, тогдашний учебник “Грамматика” Смотрицкого как аналог сегодняшнего учебника “Русский язык”);
- в проекте “КосмоОбоз-2” - “раскладка НЗ первого космонавта” (что из имеющегося набора современных вещей – у первого человека в космосе на случай незапланированной встречи с инопланетянами могло быть в принципе в качестве “визитной карточки” планеты Земля и страны СССР на дату полёта 12.04.1961, например, советская 10-рублёвая купюра выпуска 1961 года, а что в принципе быть не могло, например, выпущенные уже после первого полёта человека в космос почтовые марки);
- в проекте “Миротворческий обоз-2” предполагается выполнять “раскладку Нобелевского досье” (определение на основе имеющихся фотографий и других материалов их отнесённости к конкретному Нобелевскому лауреату премии мира – из разных стран или к нашим соотечественникам, являющимися лауреатами Нобелевских премий в разных областях).

Также могут проводиться целевые мероприятия во взрослой или смешанной аудитории, например, в клубах в сельской местности.

3/ голосовательную – участникам соответствующих мероприятиях предлагалось определить своё отношение к какой-либо идее, направленной на последующую мемориализацию имени оригинатора проекта, например, 
- в проекте “Рыбный обоз-2” – участники “Уроков Ломоносова” высказывали своё суждение в отношении идеи о дополнительном включении в название федеральной автомобильной трассе “М8 Холмогоры” слов “Ломоносовский тракт”;  
- в проекте “КосмоОбоз-2” – присутствовавшие на мероприятиях учащиеся в рамках рейтингового голосования (голосовать допускалось за несколько вариантов) выбирали наиболее подходящее, с их точки зрения, “космическое” название для будущей станции метрополитена в одном из городов-миллионников;
- в проекте “Миротворческий обоз-2” предполагается предлагать учащимся выбирать возможную кандидатуру их числа ушедших из жизни наших соотечественников для воображаемого номинирования на Нобелевскую премию мира.

4/ инновационную -  с применением технологии CyberWeb на основе использования оборудования ГЛОНАСС или GPS-трекера для отображения реального нахождения участника ремейка на специальной странице сайта организации-партнёра, например, в проекте “Рыбный обоз-2” на соответствующем сайте под слоганом “Где же ты, наш Михайло?” можно было в режиме реального времени отслеживать фактическое местонахождение участника проекта с GPS-трекером.
(В последующих мега-проектах, осуществлявшихся на территории разных стран,  использование указанной аппаратуры не всегда представлялось возможным).

5/ пиаровскую, которая, с одной стороны, включала создание специальных сайтов или использование существующих Интернет-ресурсов для размещения записей он-лайнового дневника соответствующего проекта:
- www.mvl300.ru с переходом в ЖЖ на http://mvl300.livejournal.com;
- www.spaceoboz2.ru с переходом в ЖЖ на http://spaceoboz2.livejournal.com;
- http://mb16081913.livejournal.com,

а с другой, предполагала предварительную целенаправленную работу со средствами массовой информации, включая рассылку пресс-релизов и другой информации о проектах, а также размещение на сайте www.forsmi.ru соответствующих  анонсов (например, в отношении анонса о старте проекта “Миротворческий обоз-2” по ссылке http://forsmi.ru/node/62520 было зафиксировано 413 просмотров).

II.Пост-проектная деятельность

После завершения базового мега-проекта создавались предпосылки для продолжения просветительской  деятельности на базе данного мега-проекта, которая осуществлялась по следующим основным направлениям:

1/ Проведение пост-проектных интерактивных образовательно-воспитательных мероприятий в школах или учреждениях культуры, например,
- в рамках Ломоносовского блока – в течение 2011 года было проведено несколько десятков соответствующих мероприятий в 15 регионах России;
- в рамках Космического блока – в течение 2012 года также было проведено несколько целевых мероприятий;
- в рамках Миротворческого блока – предполагается провести определённое количество “Уроков МироТворчества” или “МироТворческих игр” в нескольких регионах России.

2/ Организация в продолжение базовых проектов мини-проектов или мини-ремейков, например,
- в рамках Ломоносовского блока – трёхходовка “Ломоносовская эстафета” по местам, связанным с жизнью М.В. Ломоносова или с носящими его имя образовательными и культурными учреждениями:
а/ Поморский маршрут: 18-19.09.2011 / с. Ломоносово Холмогорского района Архангельской области – г. Архангельск / велосипедно-пешеходный формат / школьники, студенты, взрослые;
б/ Московский маршрут: 19.10.2011 / Москва - от гимназии № 1530 “Школа Ломоносова” (станция метро Сокольники) через МГУ им. М.В. Ломоносова – до МИТХТ им. М.В. Ломоносова (станция метро Юго-Западная) / пешеходный формат / школьники, студенты, взрослые;
в/ Санкт-Петербургский маршрут: 18-19.11.2011 / Санкт-Петербург – от места, где стоял городской дом-усадьба М.В. Ломоносова (ул. Б. Морская, 61) через Ломоносовские места  - до места загородного дома - усадьбы М.В. Ломоносова в урочище Усть-Рудица (Ломоносовский район Ленинградской области) / пешеходный формат / школьники, студенты, взрослые.
- в рамках Космического блока:
а/ блиц-проект “АстроТранзит-2012”: в ночь 05/06.06.2012 в привязке в редкому астрономическом явлению - прохождению Венеры по диску Солнца (при наблюдении аналогичного явления ровно 251 год назад – в 1761 г. – М.В. Ломоносов сделал вывод о наличии атмосферы на Венере) / Санкт-Петербург – от  места, где находилась домашняя обсерватория М.В. Ломоносова (ул. Б. Морская, 61), до Пулковской астрономической обсерватории / пешеходный,  велосипедный и автомобильный форматы / студенты, взрослые, школьники;

- мини-проект “КосмоЭстафета-2012”: 08-10.07.2012 в связи отмечавшимся 70-летием со дня рождения космонавта, уроженца Брестской области П.И. Климука / между бюстом дважды Герою Советского Союза П.И Климуку в родном селе Томашовка-Комаровка  и в г. Бресте / пешеходный формат / взрослые, школьники.
- возможно проведение дополнительных проектов в рамках Миротворческого блока.

 3/ Участие в мероприятиях, организуемых в рамках других неформальных инициатив, например:

 - в рамках Ломоносовского блока:
а/ выезды в 2011 и 2012 гг. вместе со студентами и преподавателями химического факультета Санкт-Петербургского государственного университета в Усть-Рудицу на Ломоносовские субботники по благоустройству;

б/ участие в  2011 г. в церемониях открытия памятных “Ломоносовских вестовых столбов” на федеральной автомобильной трассе “М8 Холмогоры. Ломоносовский тракт”;

- в рамках Космического блока: продолжение взаимодействия с благотворительным фондом “Северная корона” в рамках проекта “НЕБО XXI века” с целью передачи телескопов с конкретные школы-интернаты России.

4/ Целевое продолжение деятельности, направленной на мемориализацию имён оригинаторов проектов (во взаимодействии с соответствующими государственными и другими структурами):

- в рамках Ломоносовского блока: работа во взаимодействии с Государственной Думой, Министерством транспорта РФ и Федеральным дорожным агентством, с другими государственными и общественными структурами по включению в название федеральной автомобильной трассы “М8 Холмогоры” дополнительных слов “Ломоносовский тракт”;

-  в рамках Космического блока: работа во взаимодействии с Мэрией г. Москвы по присвоению одной из будущих станций Московского метрополитена названия космической направленности, а также продолжение работы с Министерством образования и науки РФ по включению астрономии в число обязательных учебных предметов в школе;

 - в рамках Миротворческого блока: работа во взаимодействии с государственными и другими структурами по установке мемориальных знаков (памятных досок), связанных с пребыванием М. Бегина в разных местах восточной Европы.

III Дополнительные аспекты

Следует особо подчеркнуть, что для проекта любого формата требуется тщательная подготовка, особенно в части изучения исторических аспектов касательно будущего проекта.
При реализации мега-проектов особенно важной представляется логистическая составляющая (организация ночлегов, питания и перемещения багажа участников проектов).
В зависимости от реакции различных структур и людей, к которым перед началом соответствующего проекта направляются обращения с просьбой о содействии в размещении и транспортной поддержке, можно рассчитывать на ту или иную помощь извне на маршруте проекта.
В целом обязательным фактором реализации просветительской составляющей проектов является установление и поддержание партнёрских взаимоотношений с учебными заведениями и с органами управления образованием на местах.
Также важно поддержание запущенных в рамках базовых проектов информационных ресурсов: специальных сайтов и блогов, наполнение их новыми информационными материалами в рамках пост-проектной деятельности.


IV Перспективы просветительских волонтёрских проектов

При условии решения задачи по минимальному финансированию целевого проекта представляется возможным рекомендовать подготовку и организацию историко-биографических ремейков в привязке к конкретным юбилейным датам со дня рождения известных людей или к годовщинам памятных исторических событий на различных уровнях:
межрегиональном (на территории нескольких субъектов РФ),
региональном (на территории одного субъекта РФ),
местном (на территории одного или нескольких муниципальных районов или муниципальных образований).

Предпосылкой продвижения просветительских проектов призвано стать партнёрство взрослых волонтёров (старше 18 лет) из числа студентов, родителей, других неформальных заинтересованных участников, с одной стороны, и учащихся и учителей, с другой стороны, в рамках историко-биографических ремейков и пост-проектной деятельности.   

подготовил куратор просветительских волонтёрских проектов

Вадим Александрович Михайлов,

уроженец г. Северодвинска Архангельской области, выпускник Архангельского государственного педагогического института им. М.В. Ломоносова 1981 года (факультет иностранных языков)

e-mail: vadim.mikhaylov@mail.ru

телефон: 8 (910) 484 61 46 (МТС, Москва)

P.S. Хотелось бы привести цитату из статьи “С днём рождения, Михайло Васильевич!”, опубликованной в “Учительской газете” (№ 1 от 11.01.2011, стр. 21) о нашем первом мега-проекте:

QUOTE

По дороге “Рыбный обоз-2 останавливается в городах и сёлах, где “Михайлы” проводят “уроки Ломоносова”, встречаются со школьниками и рассказывают о том, на что, возможно, никогда не хватает времени учителям.

END QUOTE





Latest Month

September 2012
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30